Немножко "игровой" теории

 Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. 

Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. 

В.А. Сухомлинский

Игра, если следовать определению А. Н. Леонтьева, — это деятельность, мотив которой лежит в ней самой. «Игра не является продуктивной деятельностью, ее мотив лежит не в результате, а в содержании самого действия». Дидактические, развивающие, подвижные, режиссерские и иные виды игр могут выступать значимым элементом в работе со школьниками, повышать их познавательную и учебную мотивацию. При этом важно, чтобы игры, которые по инициативе взрослого предлагаются школьникам, несли преимущественно познавательную нагрузку и функцию интеллектуального развития. Но не менее важно, чтобы они были интересны самим школьникам. По сути, большинство дидактических игр — эго разновидность игр с правилами. Их особенность лишь в том, что они разворачиваются изначально по инициативе взрослого. И целевая установка взрослого в такого рода игровой инициативе — конкретные задачи развития и обучения детей.

Функции игры в школе:

• мотивационная (создает мотив деятельности, который значим для игрока, не отодвинут во времени и позволяет включиться в деятельность с первых минут);

• образовательная (в период подготовки к ролевой игре и в ходе ее игрок получает ранее незнакомую информацию, знания, которые закрепляются значительно быстрее за счет практического использования в игровом процессе);

• воспитательная (развивает в участниках умение уважительно относиться к ценностям окружающих, корректно отстаивая собственные взгляды; прививает культуру поведения);

• развивающая (развивает быстроту реакции, гибкость ума и поведения, внимание, память, творческие способности, организаторские качества, актерские навыки);

• коммуникативная (развивает навыки культуры общения, учит поведению в социуме, стимулирует умение завязывать контакт, строить и поддерживать коммуникацию);

• экспериментальная (позволяет безболезненно экспериментировать, осуществлять опробование собственных возможностей, способствуя выработке собственной позиции и системы взглядов);

• компенсаторная (компенсирует потребность в проявлении взрослости, самостоятельности, включая участников в социально значимые отношения);

• терапевтическая (способствует умению гасить конфликты, снимает агрессивность, стрессы, заставляет отвлечься от отрицательных эмоций);

• релаксационная (снимает эмоциональное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему, в частности, при интенсивном обучении).

В школе игровое пространство и игра как способ организации деятельности участников образовательного процесса реализуются в трех содержательных направлениях:

  • воспитательная работа (игровое пространство во внеурочной деятельности, в системе различных мероприятий, конкурсов, соревнований и др.);
  • учебная работа (дидактические игры, игры сценирования, мотивационные игры);
  • психолого-педагогическое сопровождение (коммуникативные игры, игровые тренинги, психологические игры, развивающие игры и др.).

Любая игра преследует 3 цели:

·         Учебную – изучение, закрепление, обобщение учебного материала по определенной теме

·         Воспитательную – формирование опыта общения, овладение социальными нормами и др.

·         Игровую – выигрыш определенного числа баллов, очков либо иных показателей.

Остановимся на дидактической игре. Выделяют следующую структуру дидактической игры:

1) дидактическая задача (ставится педагогом);

2) правила игры (задаются педагогом как основа игры, реализуются учащимися);

3) игровые действия (реализуются учеником: чем они разнообразнее, тем увлекательнее игра для учащихся);

4) результат (рефлексия достижения прямых результатов — выигрыш, а косвенных — приращение развития)

Игра - вид деятельности, который присущ и детям, и взрослым, поэтому использование данного вида деятельности в образовательном процессе известно давно, однако важным является применение такого аспекта этой деятельности, который способствует появлению непроизвольного интереса к познанию основ любых наук. При этом должно происходить серьезное и глубинное восприятие изучаемого материала. Игра не должна привести к неправильному пониманию той или иной проблемы, обучающиеся должны проникнуться сложностью изучаемого материала и понимать, что процесс учения является не только интересной игрой. 

Игра — лучший вариант обучения для ребенка, она позволяет превратить рутинное и скучное занятие в увлекательный и динамичный процесс. Игра многогранна, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых. Благодаря играм активизируются все познавательные процессы учащихся: развивается внимание, память, мышление, творческие способности. Использование игровой технологии всегда даёт хорошие результаты, повышает и поддерживает интерес к учебному предмету. В зависимости от целей и задач урока используются различные игры, например, в процессе закрепления учебного материала, на этапе активизации  устной речи учащихся. 

http://e-asveta.adu.by/images/content/images/material/180_3.jpgИнтерактивные обучающие игры, применяемые как на уроке, так и в качестве домашней работы, не только облегчают деятельность учителя, но и создают эффективную обратную связь, необходимую для того, чтобы учащиеся могли самостоятельно повторить изученный материал, оценить уровень своих знаний по теме. Кроме того, такой тип игр поддерживает интерес ребёнка к изучаемому предмету и помогает лучше усвоить учебный материал.

Предлагаем создать свои игры с использованием шаблонов PowerPoint или с использованием интернет-сервисов. 

Творческой удачи!



Комментариев нет:

Отправить комментарий