Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
В.А. Сухомлинский
Игра, если следовать определению А. Н.
Леонтьева, — это деятельность, мотив которой лежит в ней самой. «Игра не
является продуктивной деятельностью, ее мотив лежит не в результате, а в
содержании самого действия». Дидактические, развивающие, подвижные,
режиссерские и иные виды игр могут выступать значимым элементом в работе со
школьниками, повышать их познавательную и учебную мотивацию. При этом важно,
чтобы игры, которые по инициативе взрослого предлагаются школьникам, несли
преимущественно познавательную нагрузку и функцию интеллектуального развития.
Но не менее важно, чтобы они были интересны самим школьникам. По сути,
большинство дидактических игр — эго разновидность игр с правилами. Их
особенность лишь в том, что они разворачиваются изначально по инициативе
взрослого. И целевая установка взрослого в такого рода игровой инициативе —
конкретные задачи развития и обучения детей.
Функции игры
в школе:
• мотивационная (создает мотив
деятельности, который значим для игрока, не отодвинут во времени и позволяет
включиться в деятельность с первых минут);
• образовательная (в период
подготовки к ролевой игре и в ходе ее игрок получает ранее незнакомую
информацию, знания, которые закрепляются значительно быстрее за счет
практического использования в игровом процессе);
• воспитательная (развивает в
участниках умение уважительно относиться к ценностям окружающих, корректно
отстаивая собственные взгляды; прививает культуру поведения);
• развивающая (развивает быстроту
реакции, гибкость ума и поведения, внимание, память, творческие способности,
организаторские качества, актерские навыки);
• коммуникативная (развивает навыки
культуры общения, учит поведению в социуме, стимулирует умение завязывать
контакт, строить и поддерживать коммуникацию);
• экспериментальная (позволяет
безболезненно экспериментировать, осуществлять опробование собственных
возможностей, способствуя выработке собственной позиции и системы взглядов);
• компенсаторная (компенсирует
потребность в проявлении взрослости, самостоятельности, включая участников в
социально значимые отношения);
• терапевтическая (способствует
умению гасить конфликты, снимает агрессивность, стрессы, заставляет отвлечься
от отрицательных эмоций);
• релаксационная (снимает
эмоциональное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему, в частности,
при интенсивном обучении).
В школе
игровое пространство и игра как способ организации деятельности участников образовательного
процесса реализуются в трех содержательных направлениях:
- воспитательная работа (игровое пространство во
внеурочной деятельности, в системе различных мероприятий, конкурсов,
соревнований и др.);
- учебная работа (дидактические игры, игры
сценирования, мотивационные игры);
- психолого-педагогическое
сопровождение (коммуникативные
игры, игровые тренинги, психологические игры, развивающие игры и др.).
Любая игра преследует 3 цели:
·
Учебную – изучение, закрепление, обобщение
учебного материала по определенной теме
·
Воспитательную – формирование опыта
общения, овладение социальными нормами и др.
·
Игровую – выигрыш определенного числа
баллов, очков либо иных показателей.
Остановимся
на дидактической игре. Выделяют следующую структуру дидактической игры:
1) дидактическая задача (ставится педагогом);
2) правила игры (задаются педагогом как основа игры,
реализуются учащимися);
3) игровые действия (реализуются учеником: чем они
разнообразнее, тем увлекательнее игра для учащихся);
4) результат (рефлексия достижения прямых результатов
— выигрыш, а косвенных — приращение развития)
Игра - вид деятельности, который присущ и детям, и
взрослым, поэтому использование данного вида деятельности в образовательном
процессе известно давно, однако важным является применение такого аспекта этой
деятельности, который способствует появлению непроизвольного интереса к
познанию основ любых наук. При этом должно происходить серьезное и глубинное
восприятие изучаемого материала. Игра не должна привести к неправильному
пониманию той или иной проблемы, обучающиеся должны проникнуться сложностью
изучаемого материала и понимать, что процесс учения является не только
интересной игрой.
Игра — лучший вариант обучения для ребенка, она
позволяет превратить рутинное и скучное занятие в увлекательный и динамичный
процесс. Игра многогранна, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует,
развлекает и дает отдых. Благодаря играм активизируются все познавательные
процессы учащихся: развивается внимание, память, мышление, творческие
способности. Использование игровой технологии всегда даёт хорошие
результаты, повышает и поддерживает интерес к учебному предмету. В зависимости
от целей и задач урока используются различные игры, например, в процессе
закрепления учебного материала, на этапе активизации устной речи
учащихся.
Интерактивные
обучающие игры, применяемые как на уроке, так и в качестве домашней работы, не
только облегчают деятельность учителя, но и создают эффективную обратную связь,
необходимую для того, чтобы учащиеся могли самостоятельно повторить изученный
материал, оценить уровень своих знаний по теме. Кроме того, такой тип игр
поддерживает интерес ребёнка к изучаемому предмету и помогает лучше
усвоить учебный материал.
Предлагаем создать свои игры с использованием шаблонов PowerPoint или с использованием интернет-сервисов.
Творческой удачи!
Комментариев нет:
Отправить комментарий